Пасха (светлое христово воскресение) — праздник 8 апреля

Пасха (светлое христово воскресение) - праздник 8 апреля

Праздник Пасхи, либо Яркого Христова Воскресения, считается в православной церкви первым и самым великим – ему придаётся кроме того большее значение, чем Рождеству. Кстати, в дореволюционной России она и отмечалась более пышно и обширно, чем все остальные церковные праздничные дни.

Пасха – это переходящий праздник, и отмечается она в один из дней с 4 апреля по 8 мая – так было установлено ещё в 325 году Первым Мировым Собором. В данный сутки отмечается величайшее событие – воскресение Иисуса Христа, искупившего собственной мученической смертью грехи всех людей, и подарившего им надежду на вечную судьбу.

В Российской Федерации сейчас показалось большое количество новых праздничных дней: они пришли к нам с Запада, и отмечаются весьма обширно и радостно. Нужно заявить, что организаторы этих праздничных дней, и те, кто производит различные товары для их проведения, приобретают хорошую прибыль, и в этом нет ничего нехорошего. Нам нравится радоваться в Сутки всех Святых – Хэллоуин, дарить друг другу валентинки и прекрасные подарочки в Сутки Святого Валентина; русский народ ни при каких обстоятельствах не откажется развлечься и отдохнуть – был бы предлог, но с отечественной традициями и культурой эти праздничные дни всё-таки имеют мало неспециализированного.

Пасха – один из немногих церковных праздничных дней, отмечавшихся и в «советские» времена, но о его сути тогда знали немногие. По большей части всё сводилось к торжественной выпечке – пасхам и «куличам», да яйцам, раскрашенным во все цвета радуги – не смотря на то, что по традиции пасхальные яйца должны быть красного цвета. Сейчас, благодаря переменам в обществе, трансформации отношения к православной вере и религии, нам стало известно о смысле церковных праздничных дней значительно больше, чем раньше, и это радует.

История Пасхи

История Пасхи начинается за тысячи лет до Рождества, и сейчас на эту тему написаны книги, снято большое количество фильмов а также мультипликационных фильмов, но источником информации остаётся Книга Книг – Библия. В одной из книг Ветхого Завета, которая так и именуется – «Финал», описывается одно из самых значимых событий — великий исход.

Как мы знаем, иудеи неоднократно просили фараона отпустить их, но он отказывал им в просьбе – так как как раз они тогда были главной рабочей силой страны. Кроме того по окончании того, как Господь наслал на Египет множество несчастий – «казней египетских», — фараон не сдавался. И лишь последняя, самая страшная казнь – смерть всех первенцев, вынудила египетского царя отпустить иудеев.

Как раз события той ужасной ночи начали празднованиеПасхи – Ветхозаветного, иудейского праздника.

Кратко говоря, Господь приказал его брату и Моисею Аарону сказать всему иудейскому обществу, что им надлежит выполнить: любая семья обязана забрать себе по агнцу (ягнёнку), и вечером, в определённый сутки, заколоть его. Мясо этого ягнёнка следовало испечь на огне, и съесть его в ту же ночь, с неприятными травами и пресным (не дрожжевым) хлебом.

Кровью ягнёнка Господь приказал вымазать перекладины и дверные косяки: эта кровь являлась знамением – в то время, когда Он поражал всех первенцев в почве египетской, Его кара миновала дома иудеев. Ещё Господь приказал всегда праздновать данный сутки, дабы он напоминал всем последующим поколениям о великом событии.

Слова Пасха

Слово Пасха имеет пара значений, но особенных расхождений нет: иудейское «пэсах» понимается и как торжественная жертва, и как праздник; перевод этого слова также имеет пара значений – «хромать», «перескочить», «покинуть нетронутым». В некоторых источниках говорится, что это слово свидетельствует практически следующее – «прошёл мимо». Пожалуй, это значение можно считать более правильным — так как Господь прямо говорит: « … и замечу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной…».


Сутки Пасхи

Новозаветная Пасха – это самый главный христианский праздник, поскольку как раз Воскресение Христа есть базой всей христианской веры. Данный праздник отмечали ещё при апостолах, и сперва он был воспоминанием о смерти Христа, исходя из этого отмечался 14-го числа месяца нисана.

Сейчас, учитывая трансформации в летоисчислении, вряд ли возможно определить, в какой сутки месяца происходили те либо иные события, но в Евангелии говорится, что Христос погиб в пятницу, а воскрес по окончании субботы. В те времена данный сутки именовали «днём Господним», а позднее славяне нарекли его воскресеньем.

Иудейский календарь был не солнечным, а лунным, и включал 354 дня. В то время, когда в этом календаре происходили несовпадения, их фактически нереально было исправить, и они всё время накапливались. В первом веке отечественной эры никто особенно не думал о том, в какой сутки нужно праздновать Пасху – её отмечали каждое воскресенье.

А вот во II либо III веке церковь начала склоняться к тому, что праздник обязан отмечаться раз в году, и начался спор о том, в какой как раз сутки направляться это делать.

Православная церковь всё больше отдалялась от иудеев, и празднование Пасхи за одни сутки с ними стало нецелесообразным. Начались споры между Востоком и Западом: их так и назвали – «пасхальными спорами», и они длились , пока в четвертом веке не был собран Никейский Вселенский Собор, на котором и было выяснено время празднования Пасхи – в первое воскресенье по окончании весеннего полнолуния.

По старому стилю получалось между 22 апреля и 25 марта, а сейчас, по новому – не раньше 4 апреля и не позднее 8 мая. Епископу Александрийскому было поручено отправлять всем церквям особые пасхальные послания, в которых говорилось о дне Пасхи – он высчитывался ежегодно по особенной формуле. Полнолуние не редкость в различные дни, исходя из этого Пасха и празднуется ежегодно в различное время.

Поверия и обычаи на Пасху

К Пасхе постоянно готовились заблаговременно, и с этим днём в Киевской Руси было связано большое количество обычаев и поверий.

В зданиях проводили главную уборку, шили новую одежду, позже готовили классические пасхальные блюда, украшали цветами иконы и все внутренние помещения.

Из всех пасхальных блюд необходимыми были куличи и крашеные яйца: их готовили большое количество, поскольку они были необходимы в качестве подарков друзьям и родным, и должны были остаться для всех домашних на целую семь дней по окончании Пасхи.

Готовили кроме этого небольшую выпечку: птичек, барашков, медовые пряники, и пасхальный стол был весьма прекрасным и богатым.

По окончании поста готовили большое количество мясных блюд: запекали окорока, телятину, барашков и поросят. Первое, что ели утром, по возвращении с торжественной работы – яйца и куличи, причём первое яйцо принято было разделять на всех, каждому участнику семьи по кусочку – считалось, что это усиливает семью.

Не смотря на то, что к пасхальному столу не подавались рыба и горячие блюда, блюд было довольно много – время от времени около 50, в случае если в доме был достаток.

Крашеные и расписанные яйца укладывали прекрасно: на громадное блюдо среди зелени, которую намерено к празднику Пасхи проращивали – пшеницы, овса и кресс-салата.

Праздник продолжался всю неделю: к столу приглашали всех, угощали кроме того убогих и нищих. Во многих сёлах был обычай: по вечерам по улицам ходили музыканты, и игрались под окнами домов, а хозяева наливали им чарку вина и угощали красными яйцами, одаривали деньгами.

Существовал кроме этого ритуал, в то время, когда остатки освящённых в церкви блюд (яиц, куличей) и кости, оставшиеся от мяса, зарывали в почву в поле – это должно было обеспечить богатый урожай. В то время, когда шли сеять, забирали покинутое от Пасхи яйцо – это также связывали с изобилием и плодородием.


Из-за чего знаком Пасхи стали красные яйца?

Яйцо – знак новой судьбе, а обычай красить яйца начался с Марии Магдалины. в один раз она пришла с проповедью к императору Тиберию, принесла ему в качестве подарка куриное яйцо и поведала о чуде Воскресения Христа. Император объявил, что это небылица, и скорее яйцо покраснеет, чем он поверит в подобные чудеса.

В ответ на слова императора яйцо в руках Марии мгновенно покраснело, и с того времени красный цвет пасхальных яиц ассоциируется у христиан всей земли с кровью Христа, пролитой им на кресте во искупление грехов всех людей.

Сейчас продаётся множество красителей, но самый несложный и надёжный метод окраски – варка яиц в отваре луковой шелухи. Цвет получается броским и насыщенным; дабы яйца не лопнули при варке, необходимо подержать их при комнатной температуре около часа, а позже легко постучать одно о второе, дабы проверить, нет ли трещинок.

Пасхальный стол

На пасхальном столе кроме этого всегда был студень, буженина, колбасы, утка либо гусь с яблоками, пирог в форме барашка и пара пасх различных видов.

Из сливок готовили пасху сливочную, из топлёного молока – красную, с малиновым вареньем – розовую. Была кроме этого пасха на желтках, с мукой и сырная – из творога – её готовили значительно чаще.

Возможно приготовить такую пасху и сейчас, и творог лучше сделать самим: необходимо забрать молоко (5 л), заквасить его сметаной либо вторым кисломолочным продуктом, и поставить в тёплое место. Образуется творожный ком; его перекладывают на чистую полотняную салфетку; в то время, когда вода стечёт, кладут творог под гнёт. Для изготовление пасхи творог нужно протереть через сито, а не пропускать через мясорубку – тогда он будет не вязкий и мятый, а лёгкий и воздушный.

Имеется одно правило, которое постоянно старались выполнять в старину: готовить пасхальные блюда нужно в ярком, красивом настроении, с открытой и хорошей душой – тогда добро перейдёт к людям, каковые будут их имеется. Наряду с этим не потребуются дорогие продукты и изысканные яства, и всё окажется вкусным и торжественным, а сутки Пасхи будет ярким и весёлым.

Многие забавы и пасхальные игры были связаны с яйцами: яйца катали, прятали и искали, чокались ими, и всё это нравилось, в первую очередь, детям. К примеру, «каток» для яиц устраивали в доме либо на улице: площадку с бортиками из картона либо дерева, на которой раскладывались подарки и небольшие игрушки. Яйцо необходимо было разрешить войти по катку так, дабы оно дотронулось до одного из предметов – он считался побеждённым.

В первое воскресенье по окончании Пасхи устраивался праздник Красной горки, традиции которого зародились ещё во времена язычества: девушки и юноши в нарядной одежде планировали на вершинах горок и холмов, устраивали игры, плясали и радовались. В эти дни заключалось большое количество браков: все стремились жениться либо выйти замуж «на Красную Горку» — это считалось верной приметой продолжительной и радостной супружеской жизни.

А вот ездить на Пасху на кладбища и поминать усопших не нужно, поскольку православная церковь ни при каких обстоятельствах этого не одобряла – данный обычай появился стихийно, в «советские» времена, как и обычай имеется и выпивать на кладбище, и оставлять в том месте алкоголь и еду, либо, хуже того, выливать на могилу водку – это церковь по большому счету вычисляет оскорблением.

По церковному уставу, усопших направляться поминать в храме, а идти на кладбище возможно лишь на вторую семь дней по окончании Пасхи, и просто помолиться в том месте, отыскать в памяти покойных хорошими словами – этого достаточно.

Пасха – это церковный и религиозный праздник, но наряду с этим он такой светлый и возвышенный, что о нём стоит определить больше, и особенно о забавах и пасхальных играх: они нам точно не помешают — особенно по окончании продолжительной и холодной зимы.

В 2018 году, Праздник Пасхи (Яркого Христова Воскресения) празднуется 8 апреля.

Гатаулина Галина

При перепечатке и использовании материала активная ссылка на женский онлайн издание InFlora.ru необходима

Поиграют в боулинг яйцами вологжане в Пасху


Энциклопедические заметки:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.