Праздник 8 октября — день командира надводного, подводного и воздушного корабля

Праздник 8 октября - день командира надводного, подводного и воздушного корабля

Пара лет назад ВМФ РФ начал отмечать ещё один значимый праздник — Сутки начальника надводного, подводного и воздушного корабля.

Указ об учреждении этого праздника был подписан Главнокомом ВМФ 8 октября 2007 года: ровно за 180 лет до этого, во второй половине 20-ых годов девятнадцатого века, произошло Наваринское морское сражение, финал которого очень сильно оказал влияние на историю многих государств.

В то время греческий народ, порабощённый турками, самоотверженно сражался за собственную независимость. На протяжении сражения в Наваринской бухте османский флот был разгромлен объединёнными силами русского, британского и французского флотов. В этом сражении мужество и особый героизм продемонстрировал экипаж корабля «Азов» — им руководил капитан I ранга Михаил Лазарев.

Наваринское сражение стоит того, дабы поведать о нём подробнее.

С середины XV века Греция пребывала под гнётом Турции, и данный гнёт был весьма тяжёлым. Народ давили налогами; крестьяне бежали в горы и объединялись в партизанские отряды; восстания против поработителей вспыхивали неизменно.

Одно из них началось в первой половине 20-ых годов XIX века, и скоро приняло очень широкие масштабы: всего за 3 месяца встало население Пелопоннеса, многих регионов и островов континентальной части страны. Правительство Турции отправило на усмирение восстания десятки тысяч воинов, но греки встретили их яростным сопротивлением.

Армия турок отошла с тяжелыми потерями, и подавить восстание не удалось, но через 5 лет султан снова отправил в Грецию громадные силы – ими руководил египтянин Ибрахим-паша, вассал и союзник Турции. Сейчас восстание утопили в крови: турки уничтожали греков сотнями тысяч, и оставляли по окончании себя выжженную пустыню – кроме того виноградники бессердечно вырубались. Сохранившихся угоняли в плен, и численность населения Греции катастрофически уменьшалась.

В таковой ситуации русское правительство просто не могло не оказать помощь своим братьям-единоверцам; народ им также горячо сочувствовал, и потому было решено оказать грекам военную помощь.

Англия и Франция не желали этого – так как влияние России в этом случае возрастало, и постарались решить конфликт миром: присоединились к Российской Федерации в её требовании к Турции – вернуть Греции свободу. Было бы замечательно, если бы так и произошло, но султан отказал, и тогда к южным берегам Греции, где стоял замечательный турецкий флот, были направлены объединённые силы союзных флотов: русского, турецкого и французского.

Вход в Наваринскую бухту, где пребывала основная база турецкого флота, был весьма узким, а по её берегам размешались замечательные орудия батарей береговой обороны. Вместе с судами турков находились и египетские – всего было около 90 военных судов.

Сражение началось 8 октября, при входе в бухту: первыми прошли суда французов и англичан, и в них никто не стрелял; в то время, когда отправилась русская эскадра, турки открыли сильный пламя.

Руководил эскадрой британский адмирал, и возможно было додуматься, что его целью было договориться с турками – любой ценой, кроме того «подставив» русский флот. Однако, русские вошли в бухту; британцы же отправили к туркам парламентёров, хотя однако добиться чего-нибудь – турки встретили их огнём. Договориться не получилось.

Позже турки стали стрелять по флагманским судам союзников, и британский флагман имел возможность бы затонуть, если бы пушки «Азова» не спасли его: Лазарев отдал приказ стрелять по египетскому флагману, и корабль был взорван.

Сражение закипело: «Азов» должен был вести бой сходу с пятью судами соперника. Артиллерией руководил лейтенант Нахимов – будущий легендарный адмирал, и он всегда находился с канонирами, воодушевляя их и поддерживая боевой дух.

Потом Павел Степанович с восторгом отзывался о мужестве офицеров и русских солдат, сумевших выстоять в адовом огне Наваринской битвы. Как он сам сохранился тогда, он так и не осознал, но его кроме того не ранило, а к русскому флагману турецкие суда приблизиться так и не смогли.

К вечеру 8 октября турецко-египетский флот был стёрт с лица земли; погибло около 7000 турецких и египетских моряков – многих, раненых и тонувших, подобрали суда союзников. Русские утратили 300 человек; пробоин в бортах «Азова» было множество – более 150, но корабль чудесным образом выстоял.

За данный бой «Азов» взял самую высокую для боевого корабля приз — Георгиевский кормовой флаг. Он стал первым кораблём русского ВМФ, что взял данный символ отличия, благодаря доблести командира и своего экипажа.

Начальник Михаил Лазарев был удостоен сходу четырёх орденов: русского, греческого, французского и британского. Призы взяли кроме этого офицеры Нахимов, Истомин и Корнилов: все они, потом ставшие адмиралами, и составившие воинскую славу России, были тогда весьма молоды – Владимиру Истомину было всего 16 лет.

Через год турки начали войну против России, считая лишь её важной за смерть всего их флота – не смотря на то, что сражение вела эскадра союзников. Однако, добиться победы им тогда не удалось, и Турция признала национальную независимость Греции.

Создать Сутки начальника надводного, подводного и воздушного корабля было решено как раз 8 октября, в память об стойкости и отчаянном героизме матросов и офицеров русского флота, сражавшихся и отдававших собственные жизни во имя славы Отечества. Это праздник флотских начальников – тех, кто помогает России сейчас, и тех, кто являлся ей раньше, руководя надводным кораблём, подлодкой либо самолётом ВМФ.

Нельзя не упомянуть очень о начальниках подводных морской авиации и лодок.

На подводной лодке начальник имеет больший вес, чем на надводном корабле – он может решать не только тактические, но и стратегические задачи. К примеру, начальник атомохода может решить о начале боевых действий, начать их и стереть с лица земли соперника – кроме того победить войну.

Люк над головой всего экипажа неимеетвозможности задраивать и отдраивать никто, не считая начальника подлодки, и ещё он превосходно знает всех собственных подчинённых. На надводных судах, где много человек экипажа, этого нет, а вот начальник-подводник неизменно рядом с офицером и каждым матросом — для них центральным звеном подводного флота есть именно он, а не высшее руководство; начальник ни при каких обстоятельствах не повышает голос, но все его распоряжения выполняются без промедлений.

Об особенной атмосфере на подводной лодке красноречиво говорит тот факт, что все офицеры при матросах обращаются друг к другу на «вы» и по имени-отчеству – в произвольных обстановках.

Морская авиация – также особые армии. Уже в начале XX века, по окончании русско-японской войны, стало ясно, что самолёты на море нужны. В первый раз морская авиация была с успехом использована в 1916 году – кстати, также против турок, — но по окончании Первой Мировой она ещё не рассматривалась как ударная сила ВМФ.

В СССР корабельная авиация начала развиваться – разрабатывались и создавались особые самолёты, строились авианосцы, но к 1940 году большая часть работ было свёрнуто.

Само собой разумеется, перед войной у нас всё-таки показались много самолётов морской авиации, но создавать новые было нужно уже на протяжении боевых действий. И однако морская авиация сумела продемонстрировать себя, как универсальный род армий: самолёты мобильнее второй техники, и они поражают фактически каждые цели – как на море, так и на берегу. На протяжении войны ни одна боевая операция ВМФ не обходилась без их участия.

Как раз морской авиацией было стёрто с лица земли около 67% кораблей ВМФ неприятеля, и добрая половина всех его транспортных судов. И тут главной движущей силой были капитаны воздушных судов: они всегда были рядом со собственными экипажами на боевых вылетах, и делали вместе с ними неимоверно непростые боевые задачи.

Быть флотским начальником может не каждый офицер – лишь самым лучшим даётся это право. Нести ответственность за собственные решения, за все действия собственного экипажа и за собственный корабль возможно лишь тогда, в то время, когда ты проверен годами нелёгкого труда, знаешь не понаслышке обо всех тяготах военной работы и получаешь бесценный опыт управления людьми. Наряду с этим, но, на флоте говорят, что не корабль и экипаж для начальника, а он для них.

Мы поздравляем всех капитанов судов, хотим им постоянно достигать собственных целей и удачно делать все задачи – дабы им не мешали штормы и никакие туманы, а их суда постоянно оставались неуязвимыми. А ещё мы хотим здоровья, счастья и благополучия им и их семьям!

Гатаулина Галина

При перепечатке и использовании материала активная ссылка на женский онлайн издание InFlora.ru необходима

8 октября День командира надводного, подводного и воздушного корабля


Энциклопедические заметки:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.