Василек синий. описание и свойства василька синего

Василек синий. описание и свойства василька синего

Василек светло синий (centanrea cyanus L.) имеет множество вторых русских названий: блават, волошка, лоскутница, ржаная лоскутница, синецветка, синьки, синюшник, синюха и др.

Василек светло синий — однолетнее либо двухлетнее травянистое растение из семейства сложноцветных. Стебель прямостоячий, в верхней части ветвистый, достигает высоты до 80 см. Листья очередные, серо-зеленые, паутинно-шерстистые. Нижние листья черешковые, остальные сидячие, линейные, цельнокрайние. Ко времени цветения нижние листья отмирают.

У василька прекрасные голубые, светло синий, реже лазоревые либо белые цветки. Соцветия — одиночные корзинки, находятся на финишах безлистых частей стеблей. Цветет с июня до поздней осени.

Плоды созревают в августе и являются продолговато-яйцевидные семянки с хохолками.

Распространено растение по большей части в северной и средней частях Европейской части России, на Украине, Белоруссии, на Урале, в Сибири, на Камчатке, в предгорных районах Средней Азии. Видится на сорных местах, на протяжении дорог, у лесополос, но любимым его местом являются пшеницы и поля ржи, причём как яровые, так и озимые. Обильно растет на паровых почвах, не гнушается почвами, занятыми вторыми злаковыми культурами (ячмень, овес), и льном, люцерной, клевером и др.

Считается, что василек и пришел к нам вместе с рожью и с того времени сопровождает данный злак. Как мы знаем, что в том месте, где не сеяли рожь, в том месте не знали и василька.

Такая постоянная сообщение василька с рожью разъясняется тем, что василек — растение не туземное, а был завезен к нам вместе с рожью из западной части Азии. Вот из-за чего, он, как рожь, не был известен ни древним египтянам, ни древним грекам, в особенности же в первые периоды существования Греции.

Первое появление василька в Европе относят ко временам Плиния Старшего (37—79 гг. н.э.) в то время, когда рожь в римской Империи считалась таким хлебным злаком, которым питались самые бедные и лишь в случаях крайнего голода.

Тот же Плиний говоря о васильке, как о цветке, употребляемом для плетения венков, информирует, что во времена Александра Великого, он в Греции не был еще известен.

По вторым источникам, василек попал в Европу еще позднее, только во времена крестовых походов. Но, в соответствии с вторым источникам, василек был замечательно известен древним римлянам.

Вторая римская легенда так растолковывает обстоятельство постоянного сожительства василька с рожью, среди хлебных нолей. В то время, когда земледелия и богиня жатвы Церера гуляла в один раз по хлебным полям и радовалась благодарности и тому благословению, каковые ей расточало за них человечество, внезапно из гущи колосьев раздался жалобный голос росших в том месте васильков: «О, Церера, для чего ты приказала вырасти нам среди твоих хлебных злаков, каковые покрывают собственными шикарными колосьями всю страну?

Сын почвы рассчитывает лишь количество барыша, что ему принесут твои злаки, и не удостаивает нас кроме того одним благосклонным взором! Так дай же и нам такую же снабженную колосом вершину, как у поникших от тяжести хлебных колосьев, либо же разреши нам расти где-нибудь раздельно, где бы мы имели возможность избавиться от презрительных взоров человека».

На это богиня ответила василькам: «Нет, милые мои, не для того поместила я вас среди шумящих хлебных колосьев, дабы вы приносили какую-нибудь пользу человечеству; нет, ваше назначение значительно выше, чем- то, которое вы предполагаете и которое предполагает человек: вы должны быть пастырями среди великого населения — украины. Потому-то вам и не нужно, подобно им, шуметь и клониться отягощенной головой к почва, а напротив, вы должны вольно и радостно цвести и смотреть, как чистый образ негромкой эйфории и жёсткой веры, вверх на вечно-светло синий небо — местопребывания божества.

По данной же причине дано вам лазоревое, цвета небесной тверди, пастырское одеяние, дабы отличить вас, как служителей неба, отправленных на землю проповедовать людям веру, а всевышним — верность. Имейте лишь терпенье, настанет сутки жатвы, в то время, когда все эти колосья падут под рукой жнецов и жниц, и тогда вы, кажущиеся сейчас закинутыми и одинокими, обратите на себя общее внимание. Жнецы будут искать и рвать вас и, свив из вас себе венки, украсят ими собственные головы, либо же, связав из вас букетики, пришпилят их себе на грудь».

Слова богини успокоили обиженных васильков. Выполненные признательности, они замолкли и радовались собственному выдающемуся положению и собственному высокому назначению.

И без того продолжают они цвести, как прелестные пастыри, среди нервничающего моря колосьев и говорят людям о благости и милости неба. Научное латинское наименование васильку было дано только в XVIII столетии, в то время, когда К. Линней в первый раз привел в порядок всю ботаническую номенклатуру и дал всем известным на то время растениям заглавия, в соответствии с их отличительным показателям либо историческим данным.

По одной из преданий о происхождении заглавия василька «Цианус» связано с именем красивого парня, что был так увлечен его красотой, что все собственный время посвящал лишь плетению венков и гирлянд из васильков. парень данный ни при каких обстоятельствах не покидал полей , пока на них оставался хотя бы один из его любимых цветков, и наряжался неизменно в платье однообразного с васильком цвета. Любимой богиней парня была флора, из всех даров которой василек был бесплатно, самый увлекавшим парня, очаровывал его.

в один раз парень был отыскан мертвым на хлебном поле, окруженный васильками, каковые он собирал. Тогда богиня Флора, за такое постоянство парня и в знак особенного к нему собственного размещения и за его к ней любовь, перевоплотила его тело в василек, и все васильки с того времени стали называться Цианус.

Василек, как бы самой природой, создан для гирлянд и плетения венков. В средние века, к примеру, спрос на эти цветки был так широк, что предприимчивые садоводы стали разводить его у себя в садах.

Чем же завлекал и завлекает василек человека? В первую очередь своим небесным синим цветом. Данный цвет так чист, так непорочен, что побудил мистиков избрать василек знаком постоянства и верности.

Кое-какие напротив вычисляли василек примером непостоянства за его склонность переходить в второй цвет, мало краснеть либо белеть. Во многих управлениях того времени, например, в книге «О значении цветов», говорилось: «Тот, чье сердце непостоянно, кто сам не знает, на чем ему остановиться, и мирится с для того чтобы рода колебанием, тот пускай носит васильки, поскольку цветы эти, будучи сини, радостны, и, владея свойством переходить в белый цвет, не продолжительно сохраняют собственную главную окраску».

Уверены в том, что любовью и наибольшей популярностью василек пользовался и пользуется у немцев, в особенности с того времени, как сделался любимым цветком германского императора Вильгельма I и его матери, королевы Луизы. Кстати, василек был любимым цветком и сестры Вильгельма I, принцессы Шарлотты, будущей императрицы России Александры Федоровны.

В Германии существуют большое количество поверий, которые связаны с васильком. Так к примеру, в связи с тем, что чашечка и стебель василька покрыта беловатыми, похожими на нити плесени волосками в Померании крестьяне верили, что хлеб плесневеет в случае если в помещении держат васильки. В той же Померании водяной отвар цветов васильков считался красивым средством от воспаления глаз.

Но, так вычисляли не только немцы. Настой этих цветов на снеговой воде в советах французской медицинской Академии считался главным средством «для подкрепления» глаз. Предполагалось, что благодаря такому настою больные глаза так укрепляются, что отпадает потребность в очках.

Кстати, лечение глаз васильковой водой практиковалось и в отечественной народной медицине.

Немцы верили, что василек, оторванный с корнем из почвы в сутки праздника Тела Христова, останавливает кровотечение из носа, в случае если его держать в руке , пока оно не согреется. И совсем уж парадоксальная примета; в осеннюю пору, по количеству семян, отысканных в плоде василька, считалось вероятным сделать вывод об урожае хлеба в будущем году а также предположить о стоимостях на хлеб будущего урожая.

«какое количество семечек, — гласит поверье, — в плоде василька, столько талеров либо грошей принесет мера ржи».

Кое-где в Германии васильком пользовались для запугивания детей, дабы они не ходили по хлебным полям и не топтали ржи.

«В случае если станете рвать васильки, — говорили детям, — то ржаной козел схватит вас и убьет рогами». Вместо козла детей пугали время от времени ржаным волком. Кстати, поверье это имеет весьма давешнее происхождение.

Как информируют, еще в первой половине 40-ых годов XIV века во Франкфурте на Васильковой улице был кроме того дом, что назывался «Ржаной волк». Вот из-за чего в некоторых германских сёлах и сам василек именуют «козлом» и вычисляют его олицетворением какого-либо полевого лешего либо демона. Леший данный, по поверью немцев, сидит в васильке и, в то время, когда жнут хлеб, нападает на жниц и ленивых жнецов, поражая их заболеванием.

Вот из-за чего, в то время, когда крестьянские девушки шли в первоначальный раз жать хлеб, то их давали предупреждение: «Берегитесь, как бы вас Ржаной козел не ударил!» И в случае если какая-нибудь из девушек от жары либо утомления заболевала, то говорили: «Это Ржаной козел ее зашиб».

Подобное поверье бытовало и в некоторых французских сёлах. Лишь в том месте вместо козла фигурировал волк и исходя из этого про работниц и ленивых работников говорили, что в них засел волк.

Русское наименование цветка, случилось от имени одного молодого парня, единственного сына у матери, Василия, околдованного и погубленного русалкой. Увлеченный ею в поле, — гласит сказание, — он превратился в светло синий цветок, напоминающий собственной окраской голубую воду. Считается, что это поверье начинается в Византии и имеет громадное сходство с сицилийским поверьем о цветке базилике, отечественное простонародное наименование которого, без сомнений, происходит от того же корня.

В том месте братья красивые женщины Избетты убивают молодого человека, в которого она влюблена. Избетта прячет отрубленную голову под горшком с базиликом, и в то время, когда они отнимают у нее и эту голову, Избетта заботится за базиликом, уверенная, что в него переселилась душа ее возлюбленного.

Василек любим в Российской Федерации, и нам думается не меньше, чем в Германии. Доказательством этого помогают кое-какие нравы и обычаи, бытующие во многих регионах России. Так, на Владимирщине, согласно данным Сахарова, василек есть участником увлекательного обряда, что именуется «водить колос». Так именуется шествие на засеянные поля, в то время, когда приблизительно в сутки Троицы начинает колоситься рожь.

Юные дамы, девушки и юноши, собравшись на окраине деревни, взявшись попарно за руки, образуя крест, становятся в два последовательности, обратясь друг к другу лицом. Позже по так соединенным рукам, как по мостику, пускают всю убранную лентами и васильками мелкую девочку. Пара, по рукам которой она прошла, торопится забежать вперед и стать в конце последовательности, и без того процессия продвигается до самой нивы, до самого места, где растет рожь.

Тут девочку опускают на землю. Она срывает пара колосьев, бежит с ними в село и бросает их около церкви.

Не обращая внимания на все красивые предания о васильке, во многих местах он считается злейшим сорняком, истощающим и глушащим особенно посевы ржи и других злаковых. А растения, поселившиеся на пастбищах, наносят большой ущерб скотоводству, в особенности овцеводству: цепкие семена василька, попадая в овечью шерсть, въедаются в нее и ее тяжело очистить от них. Шершавые неотёсанные корзинки семян васильков обдирают слизистую рта у коров, а лошади, поедающие корзинки цветов, испытывают еще громадные страдания: у них раскрывается понос, а время от времени случается паралич.

Род васильков насчитывает более 500 видов, из них около 150 произрастает у нас. В некоторых регионах рядом произрастает пара десятков различных видов васильков, например, на Кавказе — более 60.

Лекарственным сырьем являются цветки василька, либо васильковый цвет, каковые планируют сразу после расцветания. Цветки василька выдергивают из сорванных корзинок и срочно высушивают в тени чтобы не было порчи окраски цветков. В случае если запоздать со сбором цветков, то они при сушке скоро теряют собственную окраску.

В цветках василька содержится неприятный гликозид центаурин (кницин), красящее вещество цианин, цикории и другие соединения.

В народной медицине василек употреблялся с покон веков. В древних травниках отмечается, что цветы василька в толченом виде прикладывали к «болящим глазам».

Сушеными страницами, истертыми в порошок, присыпали воспаленные опухоли, что содействовало «утолению в них жара». Измельченные листья применяли в качестве местного ранозаживляющего средства.

Свежие цветы василька растирали с сахаром и приобретали сироп светло синий-голубого цвета, что применяли в живописи, и для окраски шерсти в светло синий цвет.

Сушеные цветки василька курильщики додавали в табак.

В медицинской практике цветки василька использовались в виде настоя в качестве желчегонного средства и лёгкого мочегонного. Настой готовят так: берут 1 чайную ложку цветков, заливают 1 стаканом кипятка, настаивают 15 — 20 мин., охлаждают, процеживают и выпивают по 1/4 стакана 3 раза в сутки за 20 мин. до еды.

Цветки василька входят в состав некоторых мочегонных сборов.

Примечательно, что мимо василька не прошла и волшебство. В «Ботаническом словаре» к книге П. Седира о волшебных растениях читаем, что он нужен от желтухи, колики, желчной лихорадки, подагры, цинги, расстройства и глистов менструации. С волшебной точки зрения, изгоняет демонов (Плиний). Силы этого растения возрастают, в случае если перед сбором сказать над ним слова заклинания. Из васильков в прошлые времена добывали красивую светло синий краску, весьма похожую на ультрамарин.

Для этого брали не язычковые, окружные цветки василька, а трубчатые, находящиеся посередине цветка, окраска которых чернее, и положив их в мраморную либо каменную ступку, выжимали из них сок пестиком и додавали в него квасцов, а после этого все сливали в чистый сосуд и хранили в нем до применения. Из язычковых же цветков делали более бледную голубую краску.

Васелек синий (волошки). Лечебные свойства и рецепты применения василька


Энциклопедические заметки:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.