Праздник 15 января — день образования следственного комитета российской федерации

Праздник 15 января - день образования следственного комитета российской федерации

История праздника, о котором упоминается в данной статье, пока совсем маленькая: празднику не так долго осталось ждать исполнится 2 года, но история ведомства, для которого данный праздник был создан, насчитывает уже 300 лет. В 2011 году, 15 января, от совокупности прокуратуры РФ был отделён следственный комитет: в проекте закона разъясняется, что так возможно сделать работу обоих ведомств более действенной, но такая реформа уже проводилась три века назад – её осуществил император Пётр I. Уголовный процесс он приказал поделить, и на 1-й стадии проводить предварительное расследование, а на 2-й – судебное слушание.

План Петра Великого

Первые подобные органы показались в отдельном варианте в 1713 году – их именовали «майорскими следственными канцеляриями», и подчинялись они самому царю.

Полномочия у этого ведомства были широкие: оно имело возможность расследовать дела о мошенничестве, служебных подлогах, казнокрадстве, взятках, и объектами этих расследований довольно часто становились влиятельные чиновникови – Пётр I решил бороться со взятками всерьёз, и у него это получалось.

Историки пишут о том, что при жизни Петра половина тогдашних сенаторов была привлечена к суду: майорские канцелярии не зависели ни от кого, не считая царя, и в их работу не могли вмешиваться никакие другие органы власти, включая Сенат.

Введённое Петром новшество было действенным, и следственный комитет – в частности его функции выполнялись майорскими канцеляриями – расследовал самые страшные национальные правонарушения, пользуясь данными царём независимостью и полномочиями. Очевидно, весьма многим это не нравилось: в то время, когда Петра I не стало, майорские канцелярии были упразднены, а структура созданных им ведомств была, в случае если возможно так сообщить, дерзко смята и деформирована – прокуратура и милиция потеряли собственный независимость и особый статус.

Предварительное расследование стали приравнивать к простым досудебным процессам, и все уголовные дела были «смешаны в кучу», независимо от опасности и степени тяжести для общества.Никаких особенных полномочий сотрудники следственного аппарата больше не имели, и расследованием всех видов правонарушений стали заниматься все органы подряд – кроме того те, каковые не были для этого приспособлены: не только Сыскной приказ и Основная полицмейстерская канцелярия, но и земские суды, а также управы благочиния, являвшиеся скорее административными органами – так длилось более 130 лет.


Следственный комитет при русских монархах и в СССР

Следственный аппарат стал административным, а не судебным органом: при Александре I показались следственные приставы, а при Николае I формы предварительного расследования однако постарались отделить, поделив правонарушения по тяжести и характеру, сложности и простоте. Следствие проводилось или в сокращённой форме – оно именовалось предварительным, или длилось продолжительнее, и было более сложным – это именовалось формальным следствием.

не сильный стороны таковой модели проявлялись ещё в начале XIX века: следственная работа подчинялась МВД, а данному ведомству было невыгодно, дабы влиятельные госслужащие преследовались за собственные правонарушения – в следствии коррупция начала процветать, и в первую очередь в сфере экономики. В таком виде следственная работа имела возможность заниматься лишь уголовными правонарушениями, а против важных национальных правонарушений она была бессильна.

Александр II, также известный своими прогрессивными реформами, постарался отыскать новые формы организации работы данного ведомства, но он не имел возможности позволить себе те же действия, каковые были обычными для Петра I. Время было совсем второе, и внутреняя политическая ситуация была очень напряжённой – влияние царя было уже не таким сильным, как в прошлые времена. Но прокуратура и милиция были выведены из состава полиции, и вошли в структуру судов – в Российской Федерации показалась должность судебного следователя. Эту модель стали потом именовать судебной, и чуть позднее показались армейские следователи; развитие следственной работы в этом направлении длилось до 1917 года – позже она была упразднена, как и многие царские работы, отлаженные и накопившие определённый опыт.

В юный Советской республики, а позже и в СССР, правоохранительные органы помогали не закону, как таковому, а коммунистам – они, в первую очередь, стали инструментом классовой утверждения и борьбы коммунистической идеологии. Следственных подразделений показалось множество, но позже опять начала «побеждать» административная модель – в этом случае национальным госслужащим было легче ею руководить.

Судебные следователи стали работать в органах прокуратуры, и следственный аппарат был всецело ей подчинённым – это было утверждением административной модели организации следственной работы; с 1936 года органы прокуратуры и следствия стали подчиняться прокурору СССР.

В 50-е-60-е годы опять проводилась реформа судебной системы, и МВД было заменено Министерством охраны порядка – следственной работы, как отдельного ведомства, в том месте не было по большому счету, но следователями нарекли лишь следователей из прокуратуры и КГБ.

Уголовных дел органы прокуратуры стали расследовать больше – количественный показатель сходу возрос, но в первой половине 60-ых годов двадцатого века положение опять начало меняться: при Министерстве охраны порядка показалось следственное подразделение, а влияние прокуратуры начало слабеть. После этого МВД вернули, и количественный показатель опять начал меняться: следователи ОВД расследовали всё больше дел, а следователи прокуратуры – меньше, и стало бросче проявляться более либо менее чёткое разделение. В этом направлении всё и шло в последующие годы: в первой половине 90-ых годов XX века следователям прокуратуры осталось всего около 9% уголовных дел – с остальными делами трудились следователи ОВД.

Путь к восстановлению независимости

Сейчас в стране, наконец, стали вспоминать петровские реформы, среди них и выгодно отличавшиеся от современных моделей «майорские следственные канцелярии», и законодательные власти сделали вывод, что стоит создать «союзный Следственный комитет». Закон о нём был бы принят, но в первой половине 90-ых годов двадцатого века Верховный Совет РФ был распущен, а в последующие годы политическая ситуация в Российской Федерации была таковой, что правительству было «не до того».

Обстановка улучшилась лишь в начале нынешнего столетия, и тогда, в 2007 году, были приняты законы, в соответствии с которыми прокурор не имел возможности руководить следствием, а следственный аппарат приобрёл относительную самостоятельность – тем самым были созданы условия для его предстоящего развития.

Однако, в то время Следственный комитет не был отделён от прокуратуры РФ, и его сотрудники считались сотрудниками прокуратуры, не смотря на то, что вопрос о том, кто будет его Главой, зависел уже от Главы Российской Федерации.

Сам же Глава СКП РФ назначал на пост и освобождал от неё всех остальных сотрудников, планировал структуру ведомства и разделял полномочия в него – Генпрокурору РФ ведомство начало подчиняться только в какой-то мере.

Эта модель уже не была административной – она была больше похожа на вневедомственную: следственная работа фактически не зависела от вторых ведомств, и трудилась также самостоятельно, независимо от вторых работ – на раследование правонарушений не могли воздействовать извне. В структуру прокуратуры РФ она была включена лишь формально.

Вот так, медлительно и неспешно, восстанавливалась в Российской Федерации свободная модель следственной работы, задуманная Петром I – возможно заявить, что это и случилось в 2011 году – снова созданный Следственный комитет начал подчиняться конкретно Президенту России, как 300 лет назад Императору.

Сейчас сотрудникам Следственного комитета РФ нет ничего, что помешает показать собственный профессионализм во всей полноте: они смогут раскрывать каждые правонарушения, и завлекать виновных к ответственности неизменно, кем бы они ни являлись.

Работы у них будет большое количество, и она будет нелёгкой, но мы хотим сотрудникам следственной работы постоянно помнить наказ великого правителя-реформатора – в произвольных условиях расследовать каждые дела объективно и беспристрастно, защищая и выполняя законы страны и права его граждан.

Мы хотим сотрудникам Следственного комитета РФ опытных удач, удачи во всех делах, крепкого здоровья, личного счастья и благополучия!

Гатаулина Галина

При перепечатке и использовании материала активная ссылка на женский онлайн издание InFlora.ru необходима

15 январядень образования Следственного комитета Российской Федерации


Энциклопедические заметки:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.