Праздник 27 сентября — праздник воздвижения честного и животворящего креста господня

Праздник 27 сентября - праздник воздвижения честного и животворящего креста господня

Праздник Воздвижения отмечается 27 сентября, в начале церковного года. Данный старейший праздник, как и Рождество Девы Марии, отмечаемое на пара дней раньше, есть двунадесятым и одним из самых серьёзных для православной церкви. Он установлен в память о Крёстной и страданиях смерти Спасителя отечественного Иисуса Христа, но его происхождение разъясняется по-различному, не смотря на то, что все исторические события, которые связаны с этим днём, объединяет одна святыня – крест.

Одно из событий обрисовано в трудах Евсевия, церковного историка, и говорит о жизни римского императора Константина Великого, заявившего христианство официальной римской религией. Константин вести войну с Максенцием, своим бывшим соправителем, и в один раз, в 311 году, перед серьёзным сражением с превосходящими силами соперника, император и все его солдаты заметили символ на солнце – это был броский крест, и на нём было написано: «Сим побеждай!» Само собой разумеется, нам думается необычным, что возможно было что-то рассмотреть, глядя на броское светило, но как раз так пишет Евсевий.

Наступила ночь, и во сне император заметил Иисуса – Он приказал Константину сделать воинское знамя с таким же крестом, как в небесном видении – и тот выполнил волю Спасителя. Победа над Максенцием была одержана, а статую Константина воздвигли на основной площади Рима – и в руку собственной статуи император приказал положить это знамя, и всячески его почитать, и вычислять величайшей святыней. Позже он стал покровителем всех христиан, а христианство стало национальной религией Рима.

Позорная казнь на кресте, столетиями отождествлявшаяся многими народами с властью Римской империи, была отменена, а законы стали поддерживать христианскую Церковь.

Второе событие, считающееся главным в происхождении Праздника Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня, также случилось при Константине.

С распространением христианства паломники стали стремиться посещать святые места – Голгофу, где был распят Спаситель, и Гроб Господень, но христианская Церковь более 300 лет терпела ожесточённые преследования.

К примеру, Адриан, известный своей властностью римский император, во II веке приказал стереть с лица земли эти святыни, дабы стереть кроме того память о иудаизме и христианстве – он не выдерживал обе эти религии. Иерусалим он приказал перестроить, Голгофскую возвышенность стереть с лица земли – срыть до основания, а пещеру Гроба Господня засыпать, да ещё и выстроить в том месте храм Венеры.

По окончании того, как христианство стало официальной римской религией, Константин приказал снести данный храм – так ему дала совет мать, царица Елена, потом заявленная церковью святой и равноапостольной. Она же дала совет ему начать на Голгофе раскопки, и сама отправилась в Палестину, хотя отыскать место погребения Иисуса Христа, и крест, на котором Он был распят.

Раскопки начались, и один слой почвы снимали за вторым, но ничего не пребывало. Но люди постоянно копали , и наконец, перед ними открылась широкая пустота – глубоко под тем местом, где раньше была гора. В этом пространстве и были отысканы все три креста, но дощечка с надписью, которая была прибита на кресте Иисуса, лежала раздельно, так же, как гвозди и терновый венец.

Страно, что всё это пролежало в почве более 300 лет, и замечательно сохранилось, но вот выяснить, какой из крестов был распятием Христа, не представлялось вероятным.

Тогда патриарх Иерусалимский Макарий, находившийся при раскопках, помолился Господу и приказал прикладывать к крестам тяжелобольных. Два креста не продемонстрировали ничего необыкновенного, но от прикосновения к третьему недужные исцелялись. Сейчас мимо проходила погребальная процессия, и третий крест положили на погибшего – он ожил.

Так, все убедились, какой крест есть Животворящим Крестом Спасителя.

Определив об этом, христиане, во множестве собравшиеся у места раскопок, и с нетерпением ожидавшие нахождения святыни, стали просить Макария продемонстрировать им крест – поднять его, воздвигнуть, дабы все люди имели возможность ему поклониться, хотя бы с далека. другие священники и Макарий встали с крестом на возвышенность, и попытались поднять крест как возможно выше – воздвигли его, и люди, заметив это, с благоговением опустились на колени.

Ясно, что наименование праздника – Воздвижение, связано как раз с этими действиями – поднятием и нахождением Святого Креста. Считается, что это случилось в 326 году.

По окончании нахождения креста везде стали строить храмы в его честь, и один из них был выстроен в Иерусалиме, самой царицей Еленой – крест был поставлен в нём. Данный храм был освящён в 335 году, 13 сентября, а 14 сентября был установлен праздник Воздвижения Креста Господня. В Иерусалиме до сих пор хранится основная часть Креста, а другие части – в христианских храмах в мире.

За это деяние Константина назвали Великим, и вместе с его матерью, царицей Еленой, приравняли к апостолам, и сейчас они почитаются как святые равноапостольные цари.

Третье событие случилось позднее, и его можно считать скорее дополнением к главному: в седьмом веке Византия вести войну с Персией, и персы напали на Палестину, которая тогда пребывала под защитой императора. Иерусалим был разграблен, а Крест Господень украден, и 14 лет он пробыл в плену у персов, но позже византийцы разгромили их, а святыню вернули на место. В то время, когда Крест был возвращён в Иерусалим, император Ираклий сам празднично внёс его в храм, и тогда состоялся благодарственный молебен, а патриарх опять воздвиг Животворящий Крест, продемонстрировав его всему народу.

И до этого дня вынос Честного и Животворящего Креста Господня есть главной частью праздника Воздвижения: на протяжении пения славословий крест выносит священник в полном облачении, либо епископ, и по окончании пения совершается обряд Воздвижения Креста. Звучит стократное пение «Господи помилуй!», и священник 5 раз строит Крест: сперва на восток, позже на запад, север и юг, и снова на восток. Позже происходит целование Креста всеми молящимися, помазание их елеем, и поётся тропарь, олицетворяющий сообщение мук Христа с Его Воскресением.

Все эти события прекрасным образом поменяли смысловое значение креста как такового – так как в Риме он был орудием ужасной казни. Но по окончании того, как Иисус страдал и погиб на кресте, а позже воскрес, это орудие превратилось в победы жизни и символ спасения над смертью.

Христос освятил крест Собственной кровью, сделав его спасением и защитой для всех верующих в Него: всем как мы знаем, что вода освящается крёстным знамением, а злая сила изгоняется с его помощью – крест защищает человека от бед и несчастий.

Из этого благоговейное почитание креста православными христианами: не только храмы, но и дома украшаются крестом; любой христианин носит нательный крест; начиная и завершая серьёзные дела, верующие осеняют себя крёстным знамением.

Крест всегда был почитаем в Киевской Руси: народ крестит пищу, собственное жильё и почву, а также любую технику, дабы она трудилась и приносила пользу – к примеру, суда перед первым плаванием.

В Столичном Успенском соборе также хранится часть Животворящего Креста, а Праздник Воздвижения православная церковь отмечает в течение 9-ти дней – с 27 сентября по 5 октября. В данный сутки соблюдается строгий пост – не разрещаеться не только мясо, но и рыба, яйца и молочные продукты.

В народе в сутки Воздвижения совершали старый крестовый обряд: крест в данный сутки наделялся особенной силой, и крестьяне старались воспроизвести его форму любыми методами – рисовали кресты в зданиях, хлевах и амбарах, вырезали их из дерева, ставили ветки деревьев крест-накрест, хотя таким методом охранить собственную семью, жилище и хозяйство от нечистой силы, всяческих напастей и болезней.

К этому великому празднику приурочены и Третьи Осенины – третья встреча осени. С этого дня начинались молодёжные вечеринки, капустницы: девушки ходили рубить капусту из дома в дом – так как капуста считалась священной в собственном роде. Крестьяне варили пиво, и опахивали всё село, дабы изгнать из него несчастия и болезни; после этого пиво распределяли по зданиям и праздновали отдых от праведных трудов; вечером топили баню и парились – нечисти затем места не оставалось.

Святой Иоанн Кронштадский писал, что основной сущностью Креста Господня есть Любовь – без неё он не имеет смысла.

И церковь также есть Храмом Любви, исходя из этого и на ней, и в ней везде изображены кресты – дабы люди постоянно помнили о Великой Любви Спасителя, давшего за них Собственную кровь.

Гатаулина Галина

При перепечатке и использовании материала активная ссылка на женский онлайн издание InFlora.ru необходима

ПраздникВоздвиженияКреста Господня. Православный календарь


Энциклопедические заметки:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.