Праздник 23 июня — день балалайки — международный праздник музыкантов-народников

Праздник 23 июня - день балалайки - международный праздник музыкантов-народников

23 июня в Российской Федерации отмечается Сутки балалайки: не смотря на то, что балалайка считается исконным русским инструментом, но праздник данный отмечается, как интернациональный. До тех пор пока ещё праздник неофициальный, но отмечается он обширно и деятельно – так как его инициаторами стали сами музыканты-народники, а им нет ничего, что мешает праздновать Сутки балалайки радостно и весьма интересно, устраивая публичные выступления и концерты в различных городах России.

Как был основан Сутки балалайки

Быть может, основать данный праздник хотелось бы многим, но внес предложение это сделать один человек – Дмитрий Белинский, в своё время основавший и клуб музыкантов-народников. Помимо этого, что он балалаечник-Президент и виртуоз основанного им клуба, он ещё и заслуженный артист РФ; клуб был им организован ещё в первой половине 90-ых годов двадцатого века, а в первый раз праздник отметили в 2008 году – это совпало с двумя значимыми для народников юбилеями.

Тогда первому упоминанию о балалайке в исторических документах исполнилось 320 лет, и 125 лет с того времени, как она попала в руки к великому мастеру – Василию Андрееву, молодому русскому аристократу, которому была небезразлична русская русская и музыка культура. Во 2-й половине 80-х годов XIX века Андреев создал кружок, объединивший тех, кто обожал играть на балалайке – позже из этого кружка вырос целый оркестр. До этого мир практически не знал о балалайке, но во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века кружок Андреева выступил в Париже, на Глобальной выставке, и взял небывалый успех и признание.

История балалайки – кое-какие моменты

Но поведаем мало и о первом документальном упоминании, а заодно и о некоторых моментах из истории балалайки. В конце 60-х годов XX века был отыскан интересный документ, в котором говорилось, что в июне 1688 года служащие Стрелецкого приказа задержали двоих мужиков – посадского и крестьянина, и привели их в приказ вместе с балалайкой. Проезжая через ворота Кремля, мужики пели песни, играясь на балалайке, да ещё и обругали стрельцов, находившихся на карауле – их задержали и отвели в приказ.

Любопытно, что обстоятельством задержания стало не только оскорбление стрельцов, но да и то, что мужики играли на балалайке, нарушая тем самым указ правителя Алексея Михайловича: он почему-то невзлюбил не только балалайки, но и домры, и гусли, и приказал их сжигать, а тех, кто ослушается, арестовывать и ссылать подальше. Во второй половине 80-ых годов XVII века царя уже не было в живых, но указ никто не отменял; но особенных преследований балалаечников также не наблюдалось – по всей видимости, игра на данном инструменте преследовалась только в том случае, если поведение было через чур уж «наглым».

Ещё один момент: церковь тогда также не жаловала народные музыкальные инструменты. Музыкантов церковники почему-то сравнивали с разбойниками, и вычисляли народную музыку очень вредной для умов. И, не смотря на то, что в 1-й половине XVII века музыкальные инструменты деятельно изготавливались, и мастеров, трудившихся над их созданием, показалось большое количество, позднее церковь заявила их «бесовскими» и «диавольскими».

Что же это за инструмент — балалайка, и как именно она показалась в Российской Федерации?

Инструмент данный приводит в удивление многих чужестранцев: в то время, когда они слышат игру на балалайке, то восхищаются, а в то время, когда начинают разглядывать инструмент, никак не смогут осознать, как при помощи всего трёх струн получаются такие сложные мелодии – так как на балалайке гениальный музыкант может выполнить произведение любого композитора, а также сложные хорошие произведения. Не просто так и в Европе, и в Соединенных Штатах музыкальные коллективы балалаечников постоянно имеют успех – балалайку в том месте желают слушать опять и опять.

Совершенно верно никто неимеетвозможности сообщить, как балалайка пришла на Русь, и исходя из этого версии её происхождения имеется различные. Так, кое-какие эксперты утверждают, что это обычный русский инструмент, но другие исследователи вычисляют её «матерью» домбру – народный киргизский инструмент. Ещё рассматривается версия «татарская»: балалайка создана монголо-татарами, и во времена ига она была заимствована у них русскими, а после этого приспособлена к местным традициям.

Как бы ни было, но более «русского» музыкального инструмента, вероятнее, нет: как раз балалайка может в точности передавать темперамент отечественного народа, его душу да и то, чего не осознаёт ни один чужестранец – сейчас это именуют «таинственным русским менталитетом».

Балалайка — признание в Российской Федерации

Популярность балалайки в Российской Федерации росла скоро, и из народной среды выходили настоящие великие музыканты, гениальные и виртуозные исполнители-балалаечники. Это тем более страно вследствие того что конструкция инструмента очень несложна: в XVIII-XIX столетиях приобрести балалайку возможно было в любой лавке, да и сделать её самому, приложив мало упрочнений, также не составляло особенного труда – исходя из этого балалайка и взяла столь широкое распространение в народе.

Специалисты музыкальных дел относят балалайку к семейству лютни – известного с древних времён струнного инструмента. Считается, что предки лютни показались ещё во времена древних египтян, а потом от них случились многие музыкальные инструменты, и а также балалайка и гитара, но последняя выделяется собственной неординарностью.

Инструмент данный считается знаком русской музыки: на грифе, отходящем от несложного древесного треугольного корпуса, имеется струны и лады – струн всего три, но звучит балалайка весьма тонко и светло – определить её по звуку возможно среди целого оркестра любых музыкальных инструментов.

Благодаря широкому тональному диапазону – это лучше смогут осознать музыканты, — выполнять на балалайке возможно самые различные произведения, а также сверхсложные, но наряду с этим изготовления инструмента и простота использования делает его неповторимым. Размеры балалайки малы, и её легко носить с собой – особых приспособлений не нужно.

Великий «балалаечник» Василий Андреев

В конце XIX века балалайку усовершенствовали. Занимался этим именно Василий Андреев: не смотря на то, что его мать происходила из известного дворянского рода, и лучшим музыкальным инструментом вычисляла рояль, сыну это не помешало всей душой полюбить народную музыку. Он первым из аристократов выступил с балалайкой на сцене, и тогда инструмент увидели все – интерес к нему в обществе развился необычайный.

Все внезапно «разобрались», что на балалайке весьма легко играться, но наряду с этим возможно выполнять фактически каждые музыкальные произведения, и затем начали появляться нотные издания для неё, и многим людям захотелось обучаться – раньше такое было немыслимо.

Андреев был страно композитором и талантливым музыкантом, и довольно часто ездил со своим оркестром не только по России, но и по Европе, и всегда их успех был огромным. Он трудился и в другом направлении: учил играть на балалайке гвардейцев в императорских армиях. Оркестр Андреева воспринимался населением других государств, как особенность чисто русской культуры, но по окончании гастролей этого оркестра за границей музыкальные коллективы русской направленности появились в Германии, Франции, Англии и США.

В Российской Федерации же балалайка, благодаря Андрееву, стала самым популярным народным инструментом: показалось множество исполнителей-виртуозов, и целые народные оркестры. И уже по окончании 1918 года, в то время, когда Андреева не было в живых, его дело не заглохло и не остановилось: в Российской Федерации начали раскрываться целые и мастерские фабрики, производящие русские народные инструменты; композиторы стали писать для этих инструментов произведения; показалось ещё больше народных оркестров и ансамблей.

Не считая Андреева, усовершенствованием балалайки, как и других народных струнных инструментов, занимался неповторимый русский мастер С.И. Налимов: он изготавливал балалайки, домры, гусли, причём делал это гениально, и исходя из этого взял прозвище «балалаечного Страдивари».

на данный момент праздник балалайки отмечается не только в Российской Федерации, но и в бывших советских республиках – в Казахстане, Беларуси, а также в Украине; в государствах Европы, в Соединенных Штатах и Латинской Америке, в Южной Африке и в Австралии. В Крыму в июне каждый год проводится торжественный фестиваль, посвящённый балалайке и вторым струнным народным инструментам: в течение всего месяца в Севастополе и других городах выступают с концертами музыканты-народники, а 23 июня организуется громадной гала-концерт.

Балалайка сейчас пользуется заслуженной популярностью, а почитателей у неё появляется всё больше, и это неимеетвозможности не радовать всех, кому не равнодушна русская национальная культура. Мы хотим празднику успеха и балалайки совершенствования, а процветания русской и – великой культуре развития.

Гатаулина Галина

При перепечатке и использовании материала активная ссылка на женский онлайн издание InFlora.ru необходима

23 июня – День балалайки: международный праздник музыкантов-народников


Энциклопедические заметки:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.